Налоговые органы Беларуси намерены взыскать с российского предприятия по транспортировке нефтепродуктов, расположенного на территории республики - ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт", (ЗТНП) $13 миллионов.
Как сообщили "Интерфаксу" в предъявившей судебный иск к ЗТНП инспекции по налогам и сборам г.Мозыря (Гомельская обл.), сумма иска включает штрафные санкции за осуществляемую без регистрации хозяйственную деятельность и всю прибыль предприятия за этот период (с мая 2000 года по 31 июня 2003 года). Рассмотрение иска состоится в Гомельском областном хозяйственном суде 2 декабря 2003 года.
Высший хозяйственный суд Беларуси 17 июля прошлого года отменил регистрацию компании ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт", входящую в состав российского ОАО "Транснефтепродукт" и созданную в мае 2000 года путем преобразования Мозырского управления нефтепродуктопроводов.
Беларусь и Россия, по разному трактуя текст Бишкекского соглашения 1991 года о разделе собственности бывшего СССР, претендуют на право собственности на магистральные нефтепродуктопроводы, проходяшие по территории республики, что и стало поводом для отмены регистрации ЗТНП.
В российской компании "Интерфаксу" сообщили, что уплата штрафных санкций и перечисление в доход государства прибыли будет означать полную ликвидацию предприятия в котором работает 850 человек. В случае решения хозяйственного суда в пользу налоговых органов в качестве обеспечения платежей ЗТНП будет вынужден расплачиваться собственным имуществом, поскольку на счетах предприятия указанной суммы нет. Будет описано производственное оборудование, трубопровод, наливная станция, подключенная к Мозырскому НПЗ, сказали представители компании. По их мнению, все имущество предприятия, оцененное белорусскими госорганами в $12 миллионов, впоследствии будет продано по значительно меньшей цене и вряд ли сможет работать с той же эффективностью.
При этом представители компании подчеркнули, что предприятие не имеет какой-либо задолженности по платежам в белорусский бюджет, которые в 2002 году составили $4 млн. Такая же сумма налогов была уплачена по итогам 9 месяцев текущего года.
Кроме того, они считают, что в случае ликвидации ЗТНП большие потери, помимо бюджета, понесет и Белорусская железная дорога (БЖД), которая, по их словам, ежегодно получает прибыль в размере $25 миллионов за оплату перевозок дизтоплива цистернами от транспортировщика в лице ЗТНП к потребителям. Объемы перевозок, осуществляемых по заказам российской компании белорусской железной дорогой составляют 68% от общего объема ее грузоперевозок, утверждают специалисты.
Они отметили, что несмотря на отмену регистрации, ЗТНП в настоящее время работает в обычном режиме, со 100% загрузкой производственных мощностей. Компания транспортирует по территории Беларуси около 10 миллионов тонн дизельного топлива в год, осуществляя вход в трубопровод для 14 российских клиентов.
Как сообщалось ранее, премьер-министр РФ Михаил Касьянов заявлял, что он готов отстаивать интересы АК "Транснефтепродукт" (ТНП) Беларуси. По его словам, российское правительство будет детально разбираться с этим вопросом.
В октябре текущего года в Москве проведены переговоры исполняющего обязанности вице-премьера правительства Беларуси Владимира Семашко и министра энергетики России Игоря Юсуфова по праву собственности на магистральные нефтепродуктопроводы, проходящие по территории республики. При этом стороны намеревались достигнуть компромисса по данному вопросу.
Накануне переговоров стало известно, что белорусская сторона рассматривает возможность введения сбора за транзит российских нефтепродуктов по своей территории в размере $0,3 за 1 тонну.
Очередной раунд переговоров по праву собственности на магистральные нефтепродуктопроводы должен пройти в Минске до конца ноября текущего года.