Последнее обновление: 23.04.2024 16:18

МВФ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАЕТ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА БЕЛАРУСИ НА 2004 ГОД

Международный валютный фонд (МВФ) критически оценивает проект бюджета Беларуси на 2004 год, сообщила "Интерфаксу" глава представительства фонда в республике Зузана Бриксиова.

По ее словам, основной проблемой белорусского бюджета следующего года является несбалансированность доходной и расходной частей. В частности, З.Бриксиова отметила, что МВФ рекомендовал белорусскому правительству допустить максимально возможный уровень дефицита бюджета на уровне, не превышающем 0,5% ВВП. При этом одобренный правительством проект бюджета предусматривает дефицит в размере 1,5% ВВП.

З.Бриксиова считает, что разработчики проекта бюджета неадекватно определили источники финансирования дефицита бюджета. Она пояснила, что проект бюджета предусматривает финансирование дефицита в основном за счет внешних источников (при запланированном дефиците 690,2 млрд.бел.руб. внешнее финансирование дефицита должно составить 451,7 млрд.бел.руб. - "ИФ"). Объем внешнего финансирования дефицита в размере 1% ВВП "очень высок для Беларуси и нереален для исполнения", уверена представитель МВФ. При этом она напомнила, что в текущем году внешнее финансирование дефицита бюджета сложилось отрицательным в размере около 90 млрд.бел.руб.

З.Бриксиова также считает нереальными планы по привлечению в следующем году на финансирование дефицита бюджета средств от приватизации госсобственности в размере 100 млрд.бел.руб., так как в текущем году поступления от приватизации были крайне незначительны (26 млрд.бел.руб. при плане 430 млрд.бел.руб. - "ИФ").

Оценивая в целом расходную часть проекта бюджета, З.Бриксиова отметила крайне высокий уровень социальных выплат, который не соответствует реальным показателям развития экономики. Она считает, что предусмотренное в следующем году в Беларуси повышение реальной заработной платы на 7-8% не соответствует существующей производительности труда, консервирует высокий уровень налоговой нагрузки на реальный сектор, что препятствует развитию частного сектора в экономике республики. При этом представитель МВФ считает нереальным для выполнения запланированный на следующий год темп роста ВВП в размере 6,5-7,5%. Кроме того, такой рост зарплаты делает крайне сложной задачу удержания инфляции на запланированном уровне (14-19% в 2004 году - "ИФ"). При этом искусственное сдерживание обменного курса белорусского рубля, которое, по ее мнению, будет предпринято в следующем году, негативно скажется на конкурентоспособности продукции белорусской промышленности на внешних рынках.

Не согласуется с позицией МВФ и отягощает расходную часть бюджета также высокий удельный вес бюджетных субсидий на жилищное строительство, добавила глава представительства МВФ в Беларуси.

З.Бриксиова уверена, что несоответствие расходной части бюджета и реальных источников доходов в следующем году приведет к неизбежному секвестированию государственных инвестиционных программ. В этом году сокращение расходов бюджета уже можно считать состоявшимся фактом, констатировала она.

При этом З.Бриксиова подчеркнула, что сокращение инвестиционных расходов крайне негативно сказывается на развитии реального сектора. Она считает невозможной для развития экономики ситуацию, когда доля инвестиций в ВВП снижается, а потребление постоянно растет.

По ее словам, в случае принятия бюджета в нынешнем виде Беларусь не достигнет стабильных макроэкономических показателей, что является условием предоставления фондом кредита stand-by. Поэтому переговоры по этому поводу, инициированные белорусским правительством, в настоящее время не ведутся.

Вместе с тем МВФ намерен и в дальнейшем реализовать программы технической помощи Беларуси, сказала З.Бриксиова. Она сообщила, что в декабре текущего года в Беларусь прибудет техническая миссия МВФ, которая оценит развитие банковской системы республики.

За период сотрудничества Беларусь получила от МВФ две транши кредита по программе системных трансформаций - в августе 1993 года (98 млн. долларов) и в феврале 1995 года (101,7 млн. долларов) и одну траншу кредита stand-by в сентябре 1995 года (70 млн. долларов). В дальнейшем фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия экономической политики правительства рекомендациям МВФ.



<Октябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Ноябрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567