17 ноября Палата представителей Национального собрания Беларуси одобрила в первом чтении проект Избирательного кодекса Беларуси. Кодекс представляет собой свод законов, определяющих всю избирательную систему страны и законодательно регулирующих порядок проведения выборов президента страны, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Беларуси, депутатов местных Советов, а также порядок проведения референдумов, отзыва депутатов и членов Совета Республики. Принятие данного законодательного акта позволит обеспечить единообразный подход к избирательному процессу и облегчит работу избирательных комиссий и других участников избирательных кампаний. В кодекс включен ряд норм ранее принятого закона о выборах депутатов местных Советов, вызвавших критику со стороны демократических организаций. Так, например, в нем сохраняется ограничение на выдвижение кандидатов в депутаты для лиц, имеющих административное взыскание, наложенное в судебном порядке. По-прежнему сохраняется 50-процентная явка избирателей во второй туре президентских и парламентских выборов, против которой выступала консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ в Беларуси. Кроме того, из субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов в депутаты, исключены общественные организации. Согласно проекту, выдвигать кандидата могут лишь граждане, трудовые коллективы и политические партии, зарегистрированные в Министерстве юстиции не позднее шести месяцев до назначения выборов. Финансироваться избирательные кампании всех уровней могут только из бюджета или специального внебюджетного фонда, создаваемого при Центризбиркоме, что, по мнению разработчиков, позволит уравнять финансовые возможности кандидатов в депутаты. К новшествам следует отнести изменение порядка формирования окружных территориальных избирательных комиссий и порядка проверки подписных листов кандидатов в депутаты. Пока сложно сказать, когда Избирательный кодекс будет рассмотрен Палатой представителей во втором чтении. По мнению председателя постоянной парламентской комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и регламенту Анатолия Красуцкого, "форсировать" этот процесс не имеет смысла, поскольку не исключено, что в ближайшее время начнутся переговоры между оппозицией и официальными властями, целью которых как раз и является выработка устраивающего обе стороны избирательного законодательства, которое позволит провести в 2000 голу свободные и демократические парламентские выборы