Последнее обновление: 03.05.2024 18:00

УНИФИКАЦИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ НУЖНО НАЧИНАТЬ С НДС И НАЛОГА НА ДОХОДЫ ГРАЖДАН

Унификацию налогового законодательства России и Беларуси необходимо начинать, прежде всего, с НДС и налога на доходы граждан, считают в российском государственном научно-исследовательском институте развития налоговой системы (ГНИИ РНС).

Как сообщил агентству "Интерфакс" первый замдиректора этого института Владимир Кашин, в июне этого года ГНИИ направил в министерство РФ по налогам и сборам (МНС) предложения по гармонизации налогового законодательства России и Беларуси для создания условий формирования налогового законодательства Союзного государства. При этом институт представил МНС сравнительный анализ действующего налогового законодательства России и Беларуси и рекомендации с учетом мирового опыта.

Институт в своем анализе отмечает, что в настоящее время существует значительный объем документов, подлежащих унификации и гармонизации в налоговой сфере, в частности, Налоговый кодекс России, проект Налогового кодекса Беларуси, законы по отдельным налогам этих стран, а также разрабатываемая концепция Налогового кодекса Союзного государства. На подготовку и согласование этих документов, которые должны быть утверждены, в частности, правительствами и парламентами Беларуси и России, может уйти до десяти лет.

При этом дальнейшая разработка и согласование совместного Налогового кодекса сдерживается тем, что такой Кодекс может быть принят только после того, как будет определено государственное устройство Союзного государства и его правовая система. В то же время концепцией, предложенной министерствами финансов России и Беларуси, предусматривается, что единый НК будет регулировать четыре федеральных налога, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц).

Кроме того, разработке совместного НК препятствует то обстоятельство, что договор о создании Союзного государства определяет формирование бюджета Союзного государства за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников и в настоящее время не предусматривает на эти цели налоговые отчисления.

НК Союзного государства, как предусматривалось межправительственным соглашением между Россией и Беларусью, должен быть создан к 2003 году, однако пока такой Кодекс еще не принят.

Между тем в сложившейся ситуации уже можно вести работу по сближению налоговых законодательств двух стран, начав ее с НДС и налога на доходы физических лиц, считает первый замдиректора института.

В.Кашин напомнил, что именно с унификации НДС началось сближение налоговых законодательств стран Евросоюза и создание его единого экономического пространства.

По словам В.Кашина, по НДС уже сейчас можно согласовать единую базовую ставку, не превышающую 15%, а также перечень товаров и услуг, облагаемых по пониженной ставке, характер и особенности применения льготных режимов. Вместе с тем, отметил он, для развития интеграционных процессов предлагается ввести надбавку к этому налогу в пределах 1%, которая будет поступать в доход бюджета Союзного государства.

Что касается налогообложения доходов физических лиц, то институт рекомендует сохранить основной российскую ставку в размере 13% или, в крайнем случае, увеличить ее до 15-17%, но при этом установить ежемесячный необлагаемый минимум для трудовых доходов в пределах $80-100 и дополнительно ввести налог на сверхвысокие доходы (от $30-35 тыс. в год по ставке 30-35%).

Остальные налоги, считает первый замдиректора института, в частности, акцизы и налог на прибыль предприятий, "пока не надо трогать, так как они более сложны в унификации, и поэтому вначале необходимо полностью отработать систему по НДС и налогу на доходы граждан".



<Август 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Сентябрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345