Наибольшее число объектов товаропроводящей сети (ТПС) белорусских экспортеров за рубежом - 78% (1101 объект) - создано с участием или принадлежит подведомственным предприятиям Министерства промышленности. Об этом "Интерфаксу" сообщили в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен.
По данным центра, содействие экспорту продукции предприятий концерна "Беллегпром" оказывает 91 объект ТПС, что составляет 6,4% их общего количества, поставкам концерна "Белгоспищепром" - 36 объектов (3,5%).
В систему ТПС входят торговые представительства, фирменные магазины, совместные предприятия, сервисные центры, консигнационные склады, торговые дома, официальные дилеры, дистрибьюторы - всего около 1,4 тыс. объектов.
Специалисты подсчитали, что большая часть объектов ТПС белорусских экспортеров расположена в России - 1109 (78,5%), на Украине - 69 (4,9%), в Казахстане - 21 (1,5%), Польше - 18 (1,27%) и Латвии - 17 (1,2%).
Анализ работы этих структур также выявил основу экспортных потоков, для расширения которых ТПС создавалась.
Так, через товаропроводящую сеть белорусские предприятия экспортируют тракторы, дорожно-строительную технику, черные металлы и изделия из них, бытовую электротехнику, ковры, мотоциклы, велосипеды, обувь, ткани, швейные изделия, керамическую плитку, нефтепродукты, строительные материалы, кондитерские изделия, соль, стекло, подшипники, шины, парфюмерию и косметику, медицинские препараты, мебель.
По данным центра, наибольшее количество объектов ТПС составляют сервисные и технические центры - 42%, дилеры - 29%, представительства и региональные представители - 9,3%, дистрибьюторы - 3,8%.
Как отметили эксперты центра, проведенный анализ является первым этапом работы в рамках проекта "Товаропроводящая сеть". На втором этапе, который завершится осенью, планируется сформировать базу данных по законодательству, которое регулирует открытие объектов ТПС за рубежом.
По мнению специалистов Министерства иностранных дел (МИД) Беларуси, сформированная база поможет белорусским предприятиям-экспортерам и органам государственного управления более полно и рационально использовать возможности уже созданной за рубежом товаропроводящей сети через межотраслевую кооперацию, анализировать эффективность ее работы, находить новые товарные ниши и партнеров для сбыта своей продукции.
РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" создано в 1995 году и представляет собой информационный центр национального значения по вопросам внешнеэкономической деятельности. Центр специализируется, в частности, на анализе конъюнктуры мировых цен, маркетинге зарубежных рынков, оценке коммерческих и некоммерческих рисков. Среди реализованных проектов - электронная версия Бизнес-каталога "Республика Беларусь 2000", Информационная система "Тендеры".