Государственный таможенный комитет (ГТК) России ограничил количество таможенных постов, оформляющих грузы белорусских автоперевозчиков в Центральном регионе России. Раньше они могли оформлять грузы на любом посту, теперь - только на восьми. Мотивация чиновников проста: белорусы уклоняются от уплаты таможенных платежей. Автоперевозчики считают, что руками чиновников их "выдавливают" с российского рынка. Их прямые конкуренты - россияне - потирают руки и говорят, что уже давно пора упорядочить места растаможки грузов, доставленных белорусами. На сей раз ГТК решил усилить таможенный контроль за доставкой грузов, осуществляемой по книжкам МДП белорусскими перевозчиками.
В конце апреля вступит в силу приказ ГТК РФ N 202 от 03.03.2003 "О доставке под таможенным контролем товаров, перемещаемых белорусскими перевозчиками", определяющий пункты таможенного оформления и склады временного хранения для получателей в Центральной России. Таких постов будет восемь: Можайский, Лосиноостровский, Филевский, Митинский, Каширский, Бродкинский, Домодедовский и Электростальский. Наталья Рыбкина, начальник отдела контроля за доставкой и транзитом товаров Главного управления организации таможенного контроля ГТК РФ, рассказала, что "среди иностранных перевозчиков белорусы лидируют по количеству нарушений. В 2002г. около 30% партий недоставленных в Россию по процедуре МДП товаров пришлось именно на них. Таможенными органами по факту недоставки товаров было возбуждено около 200 дел, но ГТК Беларуси и Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков (БАМАП) не спешат изменить ситуацию". Сумму задолженности белорусов таможенники оценить затрудняются, но, если исходить из среднего платежа с автотранспортного средства в 20 тыс. долл., общая задолженность составит около 400 тыс. долл. Таможенники считают, что цены на перевозку из-за нового порядка не возрастут.
Секретариат БАМАП расценивает решение ГТК как необоснованную и неоправданную меру, направленную на вытеснение белорусских перевозчиков с международного рынка транспортных услуг, а также на снижение их конкурентоспособности. Планируется, что Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и секретариатом БАМАП будут приняты меры по отмене приказа. Сегодня применение такой исключительной меры белорусы допускают только в отношении перевозчиков, допустивших нарушения Конвенции МДП.