Последнее обновление: 23.04.2024 17:03

ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА В БЕЛАРУСИ РЕФОРМИРОВАНО 80,2% ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ, 84,0% - ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И 64,9% - БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Действующими законодательными актами, регулирующими изменение отношений собственности, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения как объекты, имеющие высокую степень адаптации к рыночным преобразованиям, отнесены к объектам первоочередной приватизации. Именно по работе предприятий сферы услуг - торговли, общественного питания, бытового обслуживания - население оценивает деятельность руководства страны и результаты работы народного хозяйства.

Как сообщает пресс-служба Минэкономики, приватизация предприятий торговли и бытового обслуживания населения имеет свои особенности. В этих отраслях приватизируются в основном структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, которые продаются на аукционных торгах и по конкурсу. Такие предприятия как торги и тресты, включающие порой десяток структурных подразделений, в основном акционируются.

Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения находятся в основном в коммунальной собственности. Министерство статистики относит к отрасли “торговля” также такие объекты республиканской собственности, как книжные магазины Министерства информации, аптеки Министерства здравоохранения, фирменные магазины Министерства сельского хозяйства и продовольствия, концерна “Беллегпром” и других министерств и ведомств, а к отрасли “бытовое обслуживание” - предприятия автомотосервиса.

Как отметили в Минэкономики, по состоянию на 1 января 2003 года в процессе приватизации государственной собственности реформирован 1101 объект торговли, 242 объекта общественного питания, 389 объектов бытового обслуживания населения коммунальной собственности и соответственно 50, 4 и 31 объект республиканской собственности. В целом по республике реформировано 80,2 процента предприятий торговли, 84,0 процента предприятий общественного питания и 64,9 процента предприятий бытового обслуживания населения.

По сети местных Советов в торговле реформировано 81,4 процента предприятий, в общественном питании - 80,4 процента предприятий, в бытовом обслуживании населения – 66,3 процента.

За весь период приватизации на аукционе и по конкурсу продано 670 объектов торговли коммунальной собственности, 297 предприятий торговли выкуплено арендными и трудовыми коллективами, на базе 134 предприятий созданы акционерные общества. В области общественного питания и бытового обслуживания населения на аукционе и по конкурсу продано 159 объектов общественного питания и 215 объектов бытового обслуживания, соответственно 57 и 118 предприятий выкуплено арендными и трудовыми коллективами, 26 и 56 предприятий преобразованы в акционерные общества.

Преобладающим способом приватизации в отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения являются аукционные и конкурсные торги, на которых было продано более 60 процентов объектов коммунальной собственности от общего числа приватизированных по отрасли.

Результаты приватизации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящихся в коммунальной собственности, в территориальном разрезе различны, что свидетельствует об отношении местных органов власти к реформированию этих отраслей. Наиболее активно работы по реформированию предприятий коммунальной собственности велись в Минске, где реформирован 321 объект торговли и общественного питания и 78 объектов бытового обслуживания населения, что составляет соответственно 81,3 и 86,7 процента от количества объектов, подлежащих реформированию, и в Гомельской области – 250 объектов торговли и общественного питания и 75 объектов бытового обслуживания, что составляет соответственно 85,3 и 84,3 процента от количества объектов, подлежащих реформированию.

Приватизация и создание открытых акционерных обществ способствует наведению порядка в учете и оценке имущества, реализации излишнего имущества по упрощенным процедурам. При создании открытого акционерного общества изменяется структура управления предприятием. Если на унитарном предприятии все решает директор, то в акционерном обществе его деятельность контролируется собранием акционеров и правлением. Инвесторы предпочитают вкладывать средства скорее в открытые акционерные общества, чем в государственные предприятия.

Позитивным моментом процесса приватизации является то, что средства от приватизации являются стабильным источником пополнения местных бюджетов. Города и районы получают не только доходы от продажи объектов, но и привлекают инвестиции в приватизированные магазины, объекты бытового обслуживания и общественного питания.



<Декабрь 2002
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Январь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789