Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТОМ ОРУЖИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В БЕЛАРУСИ "НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ", СЧИТАЕТ ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ

"Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Беларуси является развитие национальной системы экспортного контроля, активное взаимодействие в этой сфере с другими государствами, интеграция страны в международные многосторонние режимы экспортного контроля и совершенствование нормативно-правовой базы с целью недопущения распространения ядерного, биологического, химического и другого оружия массового уничтожения, технологий двойного назначения и других специфических товаров, работ и услуг". Такое заявление сделал 13 марта на встрече с журналистами в Минске первый заместитель председателя КГБ Беларуси генерал-майор Степан Сухоренко, сообщает БелаПАН.

По его словам, сегодня в Беларуси контроль со стороны государства за экспортом вооружения и военной техники (ВВТ), а также технологий двойного назначения "осуществляется на должном уровне". В настоящее время, сообщил Сухоренко, Беларусь вступила в один из многосторонних режимов экспортного контроля - Группу ядерных поставщиков. Кроме того, "готовятся документы" для присоединения страны к Режиму контроля ракетных технологий и Комитету Цангера для ядерных компонентов.

В 1998 году вступили в действие закон "Об экспортном контроле" и постановление Совета Министров, определившие порядок решения вопросов, возникающих при экспорте ВВТ и технологий двойного назначения. При Совете безопасности Беларуси была создана межведомственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю (МВК) из представителей Минобороны, КГБ, Государственного таможенного комитета, Минэкономики, Минпрома, Минздрава, Проматомнадзора и Национальной академии наук. Координатором работы по экспортному контролю определено Министерство иностранных дел. Сухоренко напомнил, что законодательством Беларуси предусмотрено обязательное лицензирование деятельности с военно-технической продукцией. Существует два вида лицензий: на право разрабатывать и производить специфические товары, работы и услуги, а также на право осуществлять внешнеэкономические операции со специфическими товарами, работами, услугами. По словам Сухоренко, при осуществлении внешнеэкономических операций со специмуществом в обязательном порядке соблюдаются следующие требования: зарубежный партнер должен иметь соответствующее национальное разрешение на проведение такого рода деятельности; обязательно предоставление сертификата конечного пользователя, в котором покупатель специмущества берет на себя обязательство использовать приобретаемый товар только для собственных нужд и не реэкспортировать его в третьи страны без согласия страны-поставщика; контракт должен пройти согласование в МВК. После чего оформляется разрешение МВК на реализацию контракта, а на основании разрешения МИД оформляет экспортную (импортную) лицензию. Кроме национальной системы контроля на предприятиях - субъектах военно-технического сотрудничества "создаются внутрифирменные системы экспортного контроля", что, по мнению Сухаренко, помимо усиления режима контроля, "повышает ответственность работников предприятий за качество предоставляемых на согласование документов". "При такой развитой системе экспортного контроля тайно организовать широкомасштабную длительную поставку вооружений в обход существующих правил невозможно", - заявил Сухоренко.

Первый заместитель председателя КГБ напомнил, что в 1999 году в Уголовный кодекс Беларуси была введена статья 229, предусматривающая ответственность за незаконный экспорт объектов экспортного контроля (наказание - до 7 лет лишения свободы).



<Февраль 2002
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728123
45678910
Март 2002>
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567