В пятницу руководство Ford Motor - второй по объему производства в мире автомобильной корпорации - должно обнародовать план по реструктуризации бизнеса в Северной Америке. Жесткие меры уже были отработаны на европейском подразделении компании, и они хорошо известны и работникам компании, и общественности. На протяжении последних двух лет Ford of Europe уже отказался от эксплуатации пяти из 11 фабрик и сократил выпуск на 600 тыс. автомобилей, а финансирование - почти вдвое.
Вопрос заключался лишь в том, насколько жесткой будет позиция руководства, когда речь пойдет об основном бизнесе компании в США. Детали плана, о которых со ссылкой на хорошо осведомленные источники сообщает Bloomberg, дают основания полагать, что реструктуризация будет проходить по максимально жесткому сценарию. Руководство хочет сэкономить 4 млрд. долларов и после колоссальных убытков в 2001 году опять выйти на прибыль в 2002 - задача очень нелегкая, учитывая ситуацию в экономике США.
Для этого, во-первых, в течение нескольких лет будут закрыты 6 фабрик по производству автомобилей и комплектующих, из них пять - окончательно и бесповоротно, а одна - до лучших времен. В этой связи производство сократится на 1 млн. авто в год, а будут уволены в общей сложности около 20 тысяч человек.
Проблема в том, что профсоюзы работников компании пытаются как можно дальше оттянуть закрытие заводов и увольнения. Впрочем, в начале 2003 года нынешний контракт заканчивается, и руки у руководства Ford будут развязаны. По нынешнему соглашению заводы окончательно закрыты быть не могут, а лишь приостановлены, а рабочим при этом обязаны платить зарплату в 95% обычной. На этой неделе руководство компании уже заявило, что будет придерживаться условий этого соглашения. "Нас никто не может заставить продолжить производство автомобилей на них, если мы этого не хотим", - заявил при этом директор Ford по производству Ник Шил (Nick Scheele). По его оценке, сейчас производственные мощности загружены на 70-80%, "а нужно, чтобы работало больше 90%".
Официальных комментариев по поводу этого плана реструктуризации до его объявления от представителей Ford добиться невозможно.
2001 год Ford впервые за десять лет закончила с убытком почти в два миллиарда долларов, при этом продажи упали на 5,5%. Жак Нассер был уволен с поста генерального директора, и его место занял Уильям Клей Форд - первый из семейства Фордов глава компании за последние 20 лет, с приходом которого Ford связывает надежды на выход из кризиса.