Министерство образования страны разрешило общеобразовательным школам Брестчины опробовать во втором полугодии 5-дневную рабочую неделю. Подробнее об этом новшестве корреспондент БЕЛТА попросил рассказать заместителя начальника областного управления образования Людмилу Германович.
"О необходимости поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школах, - отметила Людмила Германович,- подробно говорилось на втором съезде учителей. Анализируя первые шаги реформирования системы образования, участники этого форума подчеркивали не только положительные, но и негативные моменты. А именно: перегрузку учебных планов, завышенный объем сложности многих учебников, ухудшающееся здоровье детей. Одним из вариантов снятия остроты этих проблем может стать переход работы общеобразовательных школ на пятидневку, мысль о которой витала в учительских и родительских кругах уже давно".
Брестская область первой решилась на такой эксперимент. А уже со следующего учебного года все базовые общеобразовательные школы Беларуси должны перейти на 5-дневный режим работы. По словам Людмилы Германович, осуществить такую реорганизацию совсем непросто, так как нужно вложить в рамки пятидневки те уроки, которые проводились в течение шести дней. И сделать это так, чтобы не пострадало качество знаний.
Анализ сделанных в этом направлении наработок, опыт трех экспериментальных школ Брестчины, перешедших на пятидневку еще четыре года назад, показывают, что педагоги, ученики и подавляющее большинство родителей полностью поддерживают нововведение. Организаторы системы образования области сделали вывод, что уже сегодня безболезненно могут перейти на новый режим работы ученики 5-7 классов всех школ и 5-9 классов - школ сельских. При этом определено, что урок будет длиться 40 минут. А еще руководство и родители многих сельских школ заявили, что их учебные заведения полностью, включая и старшеклассников, готовы работать в режиме пятидневки.
В принятом Министерством образования решении школам, которые перейдут на пятидневку, разрешается использовать в расписании спаренные уроки, продлевать учебный год до 8 июня включительно. А на субботу они могут переносить факультативы и дополнительные занятия, скажем, по второму иностранному языку или информатике. Все эти перемены должны осуществляться с учетом мнения медиков, различных социальных аспектов, таких, например, как подвоз детей в сельской местности, возможностей самого учебного заведения по организации занятий в одну или две смены. Поэтому Брестское областное управление образования решило не ставить ни перед кем никаких жестких рамок, не требовать, чтобы какое-то определенное количество из 752 школ области перешло на пятидневку прямо с начала третьей четверти - с 10 января. Этот процесс будет осуществляться постепенно в ближайшие недели.
Но самое главное, считает Людмила Германович, что каждой школе, исходя из существующих возможностей, предоставлено право самостоятельно решать, по какому графику ей работать во втором полугодии. Например, уже теперь ясно, что без ущерба для учебного процесса переход на пятидневку пока не смогут осуществить гимназии, лицеи и спецклассы с углубленным изучением предметов. Во всех общеобразовательных школах сейчас проходят советы, родительские собрания, на которых и определяются с окончательным режимом обучения. Координацию этих мероприятий на местах взяли на себя районные отделы образования, права которых теперь заметно расширяются.
"Мы рассчитываем, что в ближайшие неделю-две станет ясно, какое конкретно количество учебных заведений области будет работать по-новому, - сказала в заключение Людмила Германович. - В любом случае, теперь делается все, чтобы при переходе на пятидневку не навредить учебному процессу, чтобы это новшество пошло на пользу педагогам, ученикам и родителям. А накопленный за второе полугодие опыт такой реорганизации будет очень полезным не только для системы школьного образования Брестчины, но и других регионов республики, которым с нового учебного года также предстоит в массовом порядке осваивать пятидневную систему работы в базовых общеобразовательных школах".