"Комсомольская правда" в номере, который выходит в среду, публикует эксклюзивное интервью с лауреатом Государственной премии СССР, ученым-оружейником Дмитрием Власовым. В нем известный российский эксперт детально восстанавливает картину гибели подлодки.
Как пишет "Комсомолка", основной вывод эксперта о том, что причиной гибели субмарины был взрыв аварийной торпеды, был сделан почти год назад. Однако теперь эта версия получила множество дополнительных подтверждений.
По словам ученого, одним из свидетельств того, что командир "Курска" Геннадий Лячин успел передать шифровку о торпеде на берег, является то, что погибшая подлодка лежала на дне моря с поднятыми перископами (по плану учений она должна была находиться на глубине 50-70 метров). "Всплытие "Курска" на перископную глубину означает, что были какие-то чрезвычайные обстоятельства. Судя по всему, командир лодки Геннадий Лячин должен был сообщить командованию что-то срочное", - говорит Дмитрий Власов. Этим важным, отмечает ученый, и было сообщение об аварийной торпеде.
Как говорит эксперт, он узнал об "аварийном докладе" "не только от наших, но и от зарубежных источников". Дело в том, что наших штабах якобы нет официального документа, подтверждающего последний доклад Лячина на берег 12 августа, зато такой документ существует за границей. "У меня есть текст сообщения, опубликованного в бюллетене американского геофизического общества. В нем говорится, что командиру корабля Лячину был сделан радиотелефонный доклад из торпедного отсека подлодки. Офицер доложил, что в отсеке находится аварийная торпеда", - говорит Дмитрий Власов.
Есть и другие доказательства того, что этот доклад состоялся. "Его в эфире перехватили и записали американцы", - говорит ученый. Вот примерное содержание этого сообщения: "Докладываю, что по сообщению командира торпедного отсека на борту аварийная торпеда. Прошу добро отстрелить ее за борт".
Ответ из штаба флота: "Решение правильное - действуйте".
Как говорит ученый, Лячин мгновенно понял смертельную опасность для крейсера и дал команду на экстренное всплытие под перископ. Одновременно он приказал ввести аварийную торпеду в пусковой аппарат. "Затем аварийную торпеду положили в ложемент, по которому торпеда засылается гидротолкателем в торпедный аппарат. При этом лодка по команде командира начала уходить вниз. В этот момент торпеда и рванула. Взрыв такой силы для легкого корпуса - что пуля для папиросной бумаги. Вот почему гидроакустический сигнал свободно ушел от лодки", - рассказывает эксперт.
По словам Дмитрия Власова, реакция, которая пошла в снаряде, сопровождается большим выделением тепла, температура очень быстро достигает 2000 - 2100 градусов Цельсия. Ученый исключает, что боевой заряд торпеды мог взорваться от удара вражеской подводной лодки в корпус "Курска" или от взрыва старой военной мины. При этом он говорит, что отстрелить аварийную торпеду прямо под водой командир субмарины не мог.
Еще одним доказательством этой версии, по словам эксперта, является то, что "в первом отсеке огонь уничтожил полностью все".