Последнее обновление: 23.11.2024 14:59

БЕЛАРУСЬ: ОТСУТСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ОТКАЗОМ В КРЕДИТЕ

Европейский Банк Реконструкции и Развития определяется с новой стратегией по отношению к Беларуси. Данное решение назрело уже давно в связи с отказом официального Минска следовать путем демократических преобразований. ЕББР не намерен полностью прекратить кредитование и инвестирование в экономику Беларуси. Однако некоторые официальные лица лондонского бюро организации заявили в частной беседе представителям RFE/RL, что выводы наблюдателей за выборами от ОБСЕ служат поводом к рассмотрению вопроса о замораживании капиталовложений в государственный сектор страны, что может быть включено в стратегию отдельным пунктом.

Призыв к принятию новой стратегической линии последовал сразу за апрельским предупреждением президента ЕБРР Жана Лемьера, направленном на имя Александра Лукашенко. В своем письме Лемьер сообщил Лукашенко, что решение о замораживании помощи Беларуси останется в силе до тех пор, пока белорусское правительство не предпримет демократических шагов в преддверии выборов 9 сентября.

Лемьер также отметил в беседе с представителем RFE/RL, что нежелание Минска выполнить данное требование приведет к тому, что Банк приостановит свою работу на территории Беларуси, что в конечном итоге может привести к прекращению членства Беларуси в данной организации.

Руководство ЕБРР также выразило обеспокоенность по поводу прошедших в Беларуси парламентских выборов прошлого года, особенно что касается преследования оппозиционных кандидатов и препятствий работе наблюдателей.

На прошлой неделе ОБСЕ издала финальный отчет по сентябрьским выборам. В отчете сформулированы три основные вывода, предложенные на рассмотрение международным организациям.

Во-первых, по словам наблюдателей, избирательная кампания и сам процесс голосования не соответствовали основным требованиям ОБСЕ, выдвигаемым к демократическим выборам.

Во-вторых, в отчете отмечается, что в Беларуси также зарождается гражданское общество, которое может стать основой для формирования демократической политической структуры, представляющей все слои населения.

И, наконец, по мнению ОБСЕ, изоляция Беларуси не отвечает интересам белорусского народа и не окажет содействия демократическому развитию.

Генеральный секретарь ЕБРР Антонио Мариа Кошта заявил, что пока еще слишком рано обсуждать нюансы новой белорусской стратегии, поскольку план находится на начальной стадии разработки. Однако, чиновник отметил важность того, что ОБСЕ советует воздержаться на данном этапе от введения изоляции против Беларуси: «Мы естественно прекрасно осведомлены о трех пунктах, затрагиваемых в документе ОБСЕ. Сейчас мы не можем принимать решений по этим пунктам, особенно что касается третьего. Однако, мы примем все это во внимание в момент разработки новой стратегии в отношении Беларуси и особенно в период ее обсуждения.»

По словам Кошты Положение №1 уставной хартии ЕБРР говорит о том, что Банк уделяет особенное внимание демократическим реформам страны-получателя, как никакая другая организация, будь то МВФ или Всемирный Банк: «Разумеется, мы со всей серьезностью относимся к Положению №1, ведь именно оно делает наш мандат отличным от мандатов других организаций. Мы работаем только в тех странах, которые развиваются демократически и рыночно. Поэтому данный аспект будет рассмотрен нами в первую очередь, после чего будут внесены другие предложения по стратегии.»

Кошта пояснил, что прежде чем законопроект стратегии будет вынесен на рассмотрение директората, который и примет окончательное решение по вопросу, его должны будут обсудить в неофициальной обстановке и режиме брейн-сторминг. Там же будет принято первоначальное решение. Данный этап, по словам Кошты, займет около трех недель, после чего, в декабре совет директоров должен будет утвердить проект окончательно.

В случае, если ЕБРР примет решение о приостановке членства Беларуси, это станет беспрецедентным шагом в истории организации. До этого лишь Туркменистан подвергался мерам дисциплинарного воздействия, а именно финансовому замораживанию, за отсутствие демократических реформ. Данный шаг последовал за повторным предупреждением от Банка и отказом президента Сапармурата Ниязова встретиться с группой официальных лиц ЕБРР, которые прибыли в Туркменистан специально для встречи с ним.

МВФ прекратил финансирование Беларуси в 1995г. в ответ на нежелание правительства Лукашенко следовать путем предложенных реформ.

Сотрудничество между Минском и МВФ возобновилось в марте этого года с введением шестимесячной программы мониторинга. Программа не включала в себя финансирования. Она служила лишь проверочным тестом по соблюдению белорусским правительством взятых на себя обязательств.

На днях МВФ заявил, что правительство лишь частично справилось с поставленной задачей. Представитель МВФ Джон Одлинг-Сми отметил на встрече в Минске, что в данный момент говорить о возобновлении кредитования Беларуси со стороны МВФ не приходится.

Всемирный Банк также занимается разработкой «стратегии по оказанию помощи» Беларуси, в рамках которой ей может быть оказана поддержка в размере 260млн. долларов в течение последующих трех лет.

Всемирный Банк придерживается политики принятия решений по финансированию на основании экономических критериев. Однако разработанные им программы также включают в себя проекты по охране здоровья и окружающей среды, которые должны в свою очередь поддерживаться правительством и другими донорами. Эти проекты могут также оказаться под угрозой срыва в связи с отсутствием демократических преобразований на Беларуси.



<Октябрь 2001
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Ноябрь 2001>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789