Конституционный суд Республики Беларусь подтвердил правильность позиции общественной организации "Белорусский Хельсинкский комитет" относительно права граждан иметь своего представителя в судах, государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях.
Судебное рассмотрение было инициировано председателем Солигорского отделения БХК Леонидом Мархотко, который не был допущен в отделение милиции в качестве представителя гражданки Н.Чайко, хотя имелось соответствующее заявление.
Как сообщает БелАПАН, заместитель начальника Солигорского ГРОВД в своем ответе на запрос Леонида Мархотко в связи с недопуском расценил действия сотрудников отдела как неправомочные. После этого Леонид Мархотко обратился в Конституционный суд, который в своем письме к министру внутренних дел Владимиру Наумову отметил, что в соответствии со статьей 62 Конституции "каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей". В соответствии с частью 4 статьи 76 Гражданско-процессуального кодекса граждане могут уполномочивать своих представителей на участие в деле устным заявлением. Конституционный суд также подчеркнул, что "в ряде случаев негативное отношение граждан к органам государственной власти, проводимой государственной политике вызваны неуважительным отношением должностных лиц не только к гражданам, их нуждам и запросам, но и к Основному Закону, требования которого они должны выполнять безукоснительно".
Как отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН исполнительный директор БХК Олег Гулак, это решение Конституционного суда особо актуально в связи с тем, что в данное время в Минском областном суде, в закрытом заседании, слушается дело так называемой "группы Игнатовича", обвиненной в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе похищении оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Светлана Завадская, супруга похищенного, в ходе суда заявила ходатайство о допуске на процесс в качестве своего представителя члена Белорусской ассоциации журналистов. Однако судья без серьезных оснований отклонил ходатайство, грубо нарушив конституционные права потерпевшей.