Последнее обновление: 23.11.2024 14:59

СТЕНОГРАММА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РБ МИХАИЛА ХВОСТОВА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БЕЛОРУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ - 13.09.2001

М.Хвостов: Доброе утро, уважаемые коллеги. Рад встречи с вами. Хотя события, которые мы переживаем, потрясли мир. Я имею ввиду террористические акты, которые были совершены в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Нет прощения тем людям, которые это организовали и организациям, которые поддерживают такие действия. Я думаю, что наш современный мир должен мобилизоваться, чтобы побороть это явление, имя которому -терроризм. И, видимо, международные документы должны быть пересмотрены в том плане, что войну нужно объявлять не только терроризму, но и террористам. Президент страны А.Лукашенко выразил соболезнования Президенту США и сделал вчера заявление, основной смысл которого заключается в том, что американский народ в это тяжелое время должен объединиться и сплотиться вокруг своего Президента с тем, чтобы дать достойный отпор тем людям, которые организовали эти террористические акты. По поручению Президента я посетил Посольство США в Минске и оставил запись в книге соболезнований, которая открыта в Посольстве сегодня.

Вторая тема, которую я собираюсь сегодня озвучить - это предварительные итоги состоявшихся в стране президентских выборов. Мы с вами наблюдали, как разворачивается избирательная кампания, как проводится избирательный процесс. Мы знаем, каковы результаты, мы знаем какие ключевые заключения сделали европейские организации, действовавшие здесь из стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ.

Хочу лишь отметить, что разнообразие оценок, которые сегодня еще продолжают даваться, в том числе и в частной прессе, и в государственной, оно не может повлиять на результаты этих выборов. Итоги выборов никто не ставит сегодня под сомнение. Они состоялись, и результат известен. И наша страна, следуя своим международным обязательствам, провела это в духе открытости, того открытого процесса, который мы постоянно демонстрировали.

Мы пригласили на эти выборы в качестве наблюдателей большое количество людей из Европы и из других стран мира. В общей сложности их было аккредитовано порядка 800 человек, примерно такое же количество, немного меньше, было аккредитовано журналистов. Мы принимали миссию наблюдателей от СНГ в составе 20 человек, миссию Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы. Это были долгосрочная и краткосрочная миссии. Представителей из 10 стран - 64 человека, международную миссию, которая была развернута под эгидой БДИПЧ ОБСЕ и состояла из миссии Европарламента - 10 человек, из миссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы - 12 человек, из миссии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ - 57 человек и собственно миссии БДИПЧ --12 человек. Это ключевая группа управления, которая действовала в период выборов. В общей сложности на двусторонней основе были приглашены 259 наблюдателей из 34 стран и 6 международных организаций, в т.ч. 114 парламентариев, представляющих более 20 стран и 5 международных организаций. Было 15 долгосрочных наблюдателей, действовавших под эгидой БДИПЧ ОБСЕ. Вы все знакомы с итоговыми заявлениями и документами, которые были распространены и оглашены сразу же после проведения пресс-конференции 10 сентября с.г., и я полагаю, что основное ваше внимание привлекло то, что было сказано в предварительном заключении, которое распространила миссия наблюдателей, действовавших под эгидой БДИПЧ ОБСЕ.

Мы расцениваем этот документ, который мы сегодня изучаем с точки зрения и политической и юридической, с тем, чтобы дать соответствующие оценки, и они будут сделаны. Мы рассматриваем сегодня этот документ, как документ конструктивный, который открывает возможности двум сторонам для продолжения диалога, и Беларуси, как одной из участниц процесса, и странам Европы, в частности Евросоюза, и европейским региональным организациям, членами которых мы являемся или членами которых мы собираемся быть (Совет Европы и в далекой перспективе - Евросоюз).

Можно очень много говорить вокруг того, что отмечено в этом документе в качестве критических замечаний, но мы не будем акцентировать внимание на той критике, которая содержится в предварительном заключении БДИПЧ ОБСЕ. Мы будем сосредотачивать свое внимание на тех ключевых позитивных моментах, которые отмечены в этом документе. Там есть раздел, который мы считаем совершенно политическим, который дает политическую оценку тому, что состоялось в нашей стране - выборам и избирательному процессу.

Мы обращаем внимание на то, что европейские организации сделали вывод о том, что изоляция Беларуси нецелесообразна. Она контрпродуктивна. Она не принесла тех результатов, которые кто-то мог ожидать со стороны Европы. Беларусь не может оказаться изолированной от той части мира, в которой мы живем. Беларусь не может находиться в отрыве от общеевропейских процессов - и политических, и экономических. Мы являемся прямыми участниками этих процессов.

Что мы рассматриваем также в позитивном ключе, это то, что европейские институты обратили внимание на те элементы и структуры, которые у нас появляются в обществе. Именно гражданские элементы. Рост политических партий и неправительственных организаций. Те ключевые структуры, которые относятся сегодня к элементам гражданского общества. Конечно, они требуют такого развития, чтобы самостоятельно наработать базу, на которой будут основывать свою деятельность. Конечно, они нуждаются в большей численности, но это те задачи, которые они имеют возможность решать в ходе предстоящей деятельности после выборов.

Мы обратили внимание также на то, что не совсем верно был сделан перевод основного момента или пункта №1 в политическом заключении. БДИПЧ ОБСЕ сама обратила на это внимание. В русском тексте перевода документа сказано, что - я процитирую то, что будет исправлено - избирательный процесс в период проведения президентских выборов в Беларуси в 2001 году не удалось провести в соответствии с подходами ОБСЕ. Это значит, что страна работала в этом направлении. Это значит, что мы предпринимали усилия. Не все нам удалось, действительно, но у нас впереди есть хороший период продуктивного сотрудничества с этими же европейскими институтами, с тем, чтобы выйти на основе общей платформы для будущей совместной деятельности. Мы предполагаем в ближайшее время представить свой анализ и свои подходы развития отношений со странами Евросоюза и европейскими институтами, исходя из сегодняшних реалий, исходя из желаний Президента и Правительства развивать такое сотрудничество.

Таким образом, заканчивая размышления по поводу документа, с которым вы хорошо знакомы, я еще раз хочу подтвердить желание Правительства действовать и рассматривать этот документ в качестве конструктивного документа, на основании которого мы, обе стороны, Беларусь и европейские институты, страны Евросоюза, должны и готовы развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество в Европе.

Вы, конечно, обратили внимание, что не все наблюдатели, действовавшие под эгидой ОБСЕ, воспринимали тот подход и документ, который в итоге был принят. Были разные мнения, и мы это приветствуем, поскольку там были представлены совершенно разные институты и люди, представители от политических партий. В этой группе было много представителей, которые не соглашались и не согласились с оценкой, которая прозвучала в этом документе. Эти оценки, которые были сделаны отдельными группами наблюдателей, входивших в состав миссии БДИПЧ ОБСЕ, - они прозвучали, они тоже известны. Они у нас имеются. Мы также имеем заявление от группы наблюдателей, действовавших от стран СНГ. Оно рассматривается нами позитивно. Мы также имеем заявление от миссии наблюдателей от Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, которое мы рассматриваем тоже в качестве позитивного документа.

Таким образом, страна поступила совершенно правильно и справедливо, открыто, еще раз демонстрируя свой открытый подход к тому, что состоялось 9 сентября, - президентским выборам. Я удовлетворен тем, что в наблюдении за этими выборами приняло участие большое количество внутренних наблюдателей, также как и международных. Я сейчас не готов сказать общее количество, но их было больше 20 тысяч человек. Это беспрецедентный случай для истории постсоветских государств. Примерно такие же оценки в свое время прозвучали по итогам президентских выборов, состоявшихся в Украине и Киргизии. В ближайшее время, я полагаю, европейские институты смогут переоценить свои подходы к развитию сотрудничества с Беларусью на основе готовности с нашей стороны позитивно рассматривать эти подходы, сотрудничество и совместно с европейскими институтами и странами Евросоюза с помощью Правительства Беларуси и с участием неправительственных организаций действительно создавать элементы и строить гражданское общество, о котором мы так много говорим, и которое у нас только зарождается.

Ответы на вопросы журналистов.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали заявление пресс-секретаря Госдепартамента? Каково будущее группы КНГ ОБСЕ?

Ответ: Я обратил внимание на то, что в заявлении пресс-секретаря Госдепартамента содержится также много позитивных элементов. Есть известная политическая риторика, от которой Госдепартамент, наверное, в ближайшее время не готов отойти. И мы воспринимаем это очень спокойно. Мы предлагаем исходить из того, что произошло, и что мы получили в результате выборов, состоявшихся 9 сентября. Итоги выборов никто не ставит под сомнение. Результат очевиден. Вот на этой базе мы готовы к сотрудничеству.

Развивая эту мысль дальше, я бы хотел подчеркнуть, что мы должны прекратить взаимный поиск врагов, а все-таки на основе тех элементов, которые имеются, строить конструктивное будущее для наших отношений. Вот в таком ключе я бы прокомментировал состоявшееся заявление пресс-секретаря Госдепартамента.

В отношении будущего группы КНГ ОБСЕ в Минске. Мы часть европейского процесса и я об этом говорил. Мы являемся членом ОБСЕ. Мы давали согласие на учреждение этой группы и мы будем сотрудничать с этой группой.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали Западу и мировой общественности кадровые перестановки в Правительстве, в Администрации А.Лукашенко? Что будет? Это смена курса?

Ответ: Я бы не сказал, что это смена курса. Совершенно очевидно, что в Правительство и в Администрацию должны прийти новые люди — это естественный процесс. Этого ожидаете не только вы, этого ожидает общество. Это нормально, что на ключевые посты назначаются грамотные люди. Что касается тех изменений, которые произошли в Администрации — туда назначены весьма профессиональные государственные чиновники, которые имеют достаточный опыт государственной и общественной деятельности. Я думаю, что такие же изменения будут и в Правительстве.

Вопрос: Насколько мне известно, на этой неделе должна была начаться сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая была отложена в связи с взрывами в США. Когда она начнется и когда вылетит туда белорусская делегация?

Ответ: Очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН открылась вчера. Открылась принятием резолюции, которая осуждает акты терроризма и вандализма, которые были совершены в Вашингтоне и Нью-Йорке. Такую же резолюцию принял и Совет Безопасности. Я думаю, что эти документы будут той базой, на основании которой Правительство США и региональные институты могут действовать и на которую могут опираться в своей борьбе против терроризма и террористов.

Что касается отъезда белорусской делегации, завтра отбывает туда мой заместитель и еще несколько человек. Действует наше Представительство при ООН. У нас есть ряд вопросов, которые мы активно будем продвигать, в том числе и собственную кандидатуру в состав непостоянных членов Совета Безопасности. Предполагается мое участие в работе Генеральной Ассамблеи в промежутке с 26 сентября по 3 октября.

Вопрос: Продолжая тему кадровых вопросов. Вы так и не ответили насчет судьбы г-на Вика. Будет ли он все-таки находиться в Беларуси? А.Лукашенко сказал, что он его выкинет после выборов, но не уточнил, после каких выборов и как скоро. Не могли бы Вы уточнить, сколько Ханс-Георг Вик может оставаться?

Ответ: Руководитель группы КНГ ОБСЕ должен сам оценить свои возможности здесь.

Вопрос: После произошедшей трагедии в США очень многие политики и стратеги говорят, что изменится мировой порядок, изменится мировая расстановка сил. Как Вы считаете, как дипломат, как глава внешнеполитического ведомства Беларуси, действительно станет ли наш мир не многополярным, и какие Беларусь в этой связи будет предпринимать шаги и действия?

Ответ: Я не думаю, что Беларусь будет действовать, исходя из каких-то собственных принципов и подходов. Действительно, та трагедия, которую мы наблюдаем сегодня и которая произошла в США, не только потрясла нас как граждан, как людей, и весь мир, но это трагедия не только США. Это, видимо, следствие того невнимания, которое мир уделял этой проблематике - терроризму, который сегодня начинает завоевывать или отвоевывать позиции. Мир увлекся состязательностью в космическом пространстве и построением систем национальных противоракетных оборон. Мир увлекся созданием новых видов обычных вооружений и разрушением старых. Мир увлекся строительством каких-то европейских институтов, которые, к сожалению, сегодня не готовы реагировать на эти вызовы времени. Мир сегодня совершенно беспомощен против таких проявлений актов терроризма. Как бы государство ни было велико и могуче, как бы оно ни было сильно политически и финансово, в определенном контексте внутренне оно иногда оказывается беспомощным. Вы видите, как сегодня действуют террористы: совершенно спокойно, беспрепятственно, потому что наша деятельность направлена против государств, которые мы считаем объектами противостояния. Есть те вопросы, по которым мировое сообщество должно принять консолидированное и единое решение: терроризма как такового и его проявлений в любых формах не должно существовать. Вот закон, по которому сегодня должно действовать мировое сообщество, отстаивая эту точку зрения, прежде всего, в ключевой универсальной мировой организации — ООН. Такая же точка зрения должна отстаиваться и в региональных европейских и других институтах. Вряд ли мы поставим забор терроризму, если не будет скоординированного подхода и желания искоренить его. Очень много говорилось в отношении того, что действия, которые принимает российское правительство в Чечне, - они как бы чрезмерны, и что военные действия там несоизмеримы с той опасностью, которая сегодня там существует. Но мы видим в итоге, во что это превращается для государства и народа. Терроризм не только опасен, он должен быть искоренен.

Вопрос: В государстве произошли кадровые изменения. Какие изменения будут в системе МИД?

Ответ: Да будут, об этом вы тоже узнаете.

Вопрос: Вы сказали, что, рассматривая предыдущие заключения, сделанные под эгидой БДИПЧ, Вы будете концентрироваться не на критических замечаниях, а на позитивах. Значит ли это, что Вы считаете критические замечания необоснованными, и если все-таки есть какие-нибудь обоснованные замечания, то собираются ли белорусские власти вносить какие-то изменения на основе этих замечаний?

Ответ: Я не сказал так, что мы не будем обращать внимание на критические замечания, которые там есть, с рядом которых мы можем согласиться, а я сказал, что мы свою политику будем строить не на критических замечаниях, которых там достаточно, а на тех конструктивных элементах, которые там содержатся. Разница большая в подходах. Что касается критических замечаний, конечно же, мы их будем изучать. Мы сейчас анализируем этот документ с точки зрения его политической и юридической оценки.

Вопрос: Известно, что в Нью-Йорке и Вашингтоне очень большая белорусская диаспора. Сообщило ли наше посольство о жертвах среди этнических белорусов или среди студентов, служащих, которые работают там?

Ответ: Такие сообщения вчера были озвучены на БТ. Они повторяются на радио и пресс-секретарь МИД заявления такие делал. Жертв нет. Наших граждан там достаточно проживает. Пока мы не получили каких-то сведений от нашего Генконсула в Нью-Йорке и Посольства в Вашингтоне о том, что кто-то из наших граждан пострадал. А что касается диаспоры, то ее там достаточно - это граждане США. И мы тоже пока не знаем, что выходцы из Беларуси пострадали. Мы распространили номера телефонов, по которым наши граждане, проживающие здесь, могут уточнить ситуацию, связанную с родственниками, если они в это время находились в США, или знакомыми.

Вопрос: Насколько известно, сейчас в Ливане открываются госпитали, в которых будут работать белорусские специалисты: врачи, медсестры. Подписаны уже контракты. Будет ли МИД предпринимать какие-то шаги, чтобы наши специалисты в свете последних событий не отправлялись в арабские страны?

Ответ: Я бы не исходил из такого предубежденного подхода, что в свете последних событий не развивать отношения с арабскими странами. Арабские страны очень разнородны. Сегодня есть только индикативные какие-то подходы со стороны США в отношении лиц и организаций, откуда происходили угрозы. Если у нас будет информация, что пребывание наших граждан нежелательно, мы не будем им рекомендовать туда ехать. Вы назвали Ливан. Сегодня там реальных угроз нет для пребывания и каких-то ограничений нет. Мне информация о том, что там есть какая-то проблематика, которая требует прекращения пребывания наших граждан, из консульской службы не поступала. С Ливаном сегодня сотрудничает множество государств. Это страна, где у нас имеются хорошие перспективы. Прошедший визит Премьера показал, что это возможно будет сделать.

Вопрос: Какова Ваша оценка заявления, сделанного Х.Соланой, в котором говорится, что отношения с Беларусью не будут продолжены?

Ответ: Я бы предложил рассматривать это просто как заявление Х.Соланы. Что значит отношения не будут продолжены и кто будет запретителем таких отношений? Если в этой роли готов выступить Х.Солана, я думаю, что для этого он должен иметь поддержку со стороны государств, которые он представляет. Я бы относился к этому заявлению как к высказыванию, скорее всего - я не рассматриваю это сообщение как заявление Х.Соланы, на которое вы иногда ссылаетесь. Это просто его размышления. Я не вижу, что это размышление может быть заложено в основу политики сотрудничества с Евросоюзом и США. Это будет весьма контрпродуктивно. Это мнение человека, который имеет свою точку зрения, высказывается. Мы должны тоже с этим считаться. Мы должны приводить свои аргументы. Мы их приведем.



<Август 2001
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Сентябрь 2001>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567