Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Шанс для реванша? (гипотеза)

Сюрприз, сюрприз - шокирующие новости - Путин снова будет избираться президентом. (Джон Маккейн)

4 декабря в России прошли парламентские выборы. Итоги голосования вызвали неоднозначную реакцию не только в самой России, но и в соседних странах. Интерес стран СНГ к выборам в ГосДуму вполне объясним. Россия остается единственным центром силы на постсоветском пространстве, роль и значение ее рынка, энергетического потенциала, финансовых ресурсов трудно переоценить. Политический курс российского руководства является важнейшим фактором мировой политики, не говоря уже о его региональном значении.

Итоги выборов по партийным спискам, вероятнее всего, приведут к определенной коррекции избирательной кампании В.Путина, который на прошлой неделе уже был выдвинут кандидатом в президенты съездом «Единой России». Стоит напомнить, что немаловажной составной частью предвыборной программы В. Путина должна стать инициируемая Москвой интеграция в рамках ЕврАзЭс (ТС – ЕЭП – Евразийский Союз). Это принципиально важный момент, так как, судя по ноябрьскому интеграционному марафону (18 и 25 ноября), российские власти решили опереться на интеграционные настроения россиян, считая, что противоположные ожидания в сумме своих проявлений среди населения Российской федерации пока не набрали критической массы. В частности, во время думской кампании вопрос о «цене интеграции» не был в числе приоритетных, хотя периодически «всплывал» на экране российского телевидения и в печатных СМИ. Тем не менее в широкой среде российского общества тема усталости от интеграционных инициатив постепенно нарастает, в противовес этой тенденции и с целью ее снижения, властям необходимо получить некий очевидный позитивный результат.

Однако реальное положение дел таково, что цели России в интеграции в рамках ЕврАзЭс и цели Казахстана и Беларуси в ТС и ЕЭП резко расходятся, и эти расхождения проявятся в рамках ЕЭП уже в следующем 2012 году. По этой причине Минск и Астана, в логике своих ресурсных ожиданий, должны быть крайне заинтересованы в сохранении у власти тандема и самой «Единой России», хотя очевидно, что после 4 марта 2012 года актуальное политическое значение «тандема» утратится. Рокировка по известному математическому принципу о сумме слагаемых в своем политическом воплощении не предоставит нам однозначного эквивалента: хотя В. Путин действительно доверяет Д. Медведеву, считает, что может на него положиться, но в роли премьер-министра Д. Медведев не будет равнозначен премьеру Путину. Нет нужды говорить, что для А. Лукашенко Д. Медведев не приемлем в любом качестве, в том числе премьерском. Изменяется роль и правящей в России партии.

«Единая Россия» на выборах проиграла , и молчать об этом было бы некорректно. Понятно, что электоральный потенциал, который потерял Д. Медведев, отказавшись баллотироваться на второй срок, не перешел к В. Путину. Российский премьер идет на выборы исключительно с собственным электоральным «багажом». В этом смысле парламентские выборы оказались решающей репетицией выборов президентских. По принципу «стакан наполовину пуст и стакан наполовину полон» можно сколько угодно обсуждать количество голосов и объем нарушений, о которых подробно рассказывают российские телеканалы (10 декабря демонстрировались ролики с избирательных участков), но все же, потерю ЕР минимум 15% голосов избирателей никуда не спрячешь. В ряде российских областей партия оказалась на втором месте. В итоге ЕР в Думе лишилась конституционного большинства, сохраняя простое большинство за счет перераспределения депутатских кресел. Несмотря на то, что лидеры партии говорили , что коалиции не потребуются, вряд ли ЕР обойдется без временных союзов с фракцией коммунистов и либерал-демократов.

Компартия России объявила выборы нелегитимными, но это , отнюдь, не означает, что коммунисты откажутся от своих депутатских мандатов. Фракция подросла, что вызвало восторг в Минске - ни для кого не секрет, что Г. Зюганов, как и вся фракция КПРФ, являются открытыми лоббистами А. Лукашенко и его режима. Фактически, белорусский президент всегда имел в ГосДуме РФ собственную фракцию в лице коммунистов...

Формально успех КПРФ на думских выборах открывает для А. Лукашенко новые перспективы в российском парламенте, но не стоит забывать, что КПРФ остается, и, видимо, навсегда останется оппозиционной партией. Представить ее приход к власти или хотя бы получение конституционного большинства в ГосДуме невозможно. Коммунисты - вечная оппозиция ,и живут они по оппозиционным понятиям. В частности, ее представители приняли участие в оппозиционном митинге на Болотной площади 10 декабря и даже выступали с трибуны. Так что, несмотря на то, что 5 декабря в администрации президента РБ многие поздравляли друг друга с успехом КПРФ, реально официальный Минск присутствует через КПРФ на российской политической арене в оппозиционной тени. Это не мало, но бесперспективно. Белорусская тема остается в статусе проекта, лоббировать который приходится лицам, не имеющим властного ресурса. В этом плане А.Лукашенко стоит всерьез задуматься о роли своих партнеров на российском политическом поле. Ведь рост числа проголосовавших за КПРФ не связан с политическими «прозрениями» российского избирателя. Голосовали за коммунистов и по причине нежелания голосовать за «Единую Россию».

После 18 и 25 ноября 2011 г. А. Лукашенко накрепко связал себя с тандемом и успехом «Единой России». Видимо, чувство злорадства по отношению к Кремлю, охватившее верхи белорусской власти после 4 декабря, можно считать проявлениями идеологического единства белорусского истеблишмента с левыми силами в России, но в политическом плане у А. Лукашенко нет другого выхода, кроме как примкнуть к В. Путину. Понятно, что этот союз по многим параметрам выглядит противоестественно, но другого пути А. Лукашенко себе не оставил. По этой же причине белорусские СМИ будут сейчас представлять оппозиционные митинги в Москве в виде попытки организовать в России «цветную революцию», «как у нас год назад». Белорусские власти всегда искали оправдания своим действиям в аналогиях.

Итак, А. Лукашенко придется как-то налаживать отношения с ЕР (контакты и так есть), о чем он и заявил в поздравлении президента России: «плодотворное взаимодействие парламентов двух стран будет способствовать активному развитию белорусско–российских отношений, в основе которых лежит нерушимая дружба и духовное родство братских народов». Понятно, что речь не идет только о коммунистической фракции.

Вместе с тем, не стоит забывать, что по российской Конституции Государственная Дума не является местом принятия судьбоносных решений. Российская Федерация остается президентским государством. Помощь и поддержку режиму А. Лукашенко способен обеспечить только президент России, и именно в его руках находится судьба А. Лукашенко и его окружения. Любые игры Брюсселем и Вашингтоном по белорусской «теме» могут интриговать воображение, но по существу решение «белорусского вопроса» зависит от участия в нем опять-таки президента РФ. В конце концов, Европа может организовать полную блокаду РБ, перекрыть белорусский экспорт на европейские рынки, но и в этом случае Москва, если посчитает необходимым, может взять всю республику на содержание, на свой бюджет, и держать весьма продолжительное время. Инициировать это может только президент России, проведя через ГосДуму соответствующие законодательные акты. Все остальное имеет второстепенное значение.

Реальный кандидат на пост президента России – В. Путин. С ним не все просто. В частности, автор этих строк считает, что в белорусском политическом классе во многом демонизируют отношения между В. Путиным и А. Лукашенко. Безусловно, В. Путин неплохо проинформирован о делах белорусского президента на Западе, в Иране, Венесуэле, на территории постсоветского пространства – в Грузии, Азербайджане, Киргизии и Таджикистане, а также в Литве, Польше и т.д. Не остаются без контроля и китайско-белорусские отношения. Понятно, что взаимного доверия нет, есть пристальные взаимные наблюдения: А. Лукашенко знает, что знает В. Путин и наоборот. В итоге мы имеем очень странные, но стабильные отношения. Назвать их союзническими не поворачивается язык.

Необходимо помнить, что белорусский президент брал на себя серьезные обязательства перед Москвой. Но одновременно не стоит забывать, что А. Лукашенко, давая определенные обещания, в свою очередь получил гарантии безопасности и оказания поддержки его власти. Понятно, что эти гарантии не всеобъемлющие, но ведь пока А. Лукашенко не стремится выйти из заданных рамок. Он очень осторожен. В сторону Брюсселя старается даже не смотреть, разве что С.Мартынова снаряжает в Европу на «свободную охоту»…

Зависимость белорусского президента от Москвы огромная и, естественно, А. Лукашенко ждет случая от нее избавиться. В этом смысле, с одной стороны, проблемы с легитимностью большинства ЕР в ГосДуме и сложности во время президентской кампании до марта 2012 г., если не освобождают А. Лукашенко от каких-либо обязательств по отношению к Кремлю, то открывают ему «кислород». Хоть чуть-чуть. Отсюда и своеобразное злорадство, которое позволило себе выразить белорусское руководство после выборов в Думу. Но с другой стороны, резкое изменение политического климата в Москве ничего хорошего белорусскому президенту не сулит.

Понять переживания А. Лукашенко не сложно. Он вынужден искать поддержки в Москве не у близких ему по духу левых, а у тех, кто все равно будут от него добиваться экономического реформирования белорусской экономики, разблокирования политического поля и т.д. В конце концов, рано и поздно, но встанет вопрос о пятом сроке, тем более, что осенью прошлого года Москва со всей очевидностью поставила вопрос о четвертом президентском сроке. Вряд ли А.Лукашенко об этом забыл.

Понятно, что сейчас проправительственные эксперты, КГБ и посольство РБ в РФ внимательно следят за развитием политической ситуации в России, традиционно стимулируя завидный аппетит Минска к политической игре на российском политическом поле .Но вот как воспользоваться создавшимся моментом, они вряд ли себе представляют .

Россия проходит сложный период в своем политическом развитии. Сам ход выборов и реакция на его итоги солидной части российского общества говорят о том, что поворот к кондовому авторитаризму невозможен. Но и торжества демократии пока не просматривается. Есть ли на этом поле местечко для внешних игроков? Есть…

«Единая» Россия оказалась заложницей рейтинга своего лидера и в большей степени расплатилась своими думскими местами за современное восприятие тандема в российском обществе. В. Путину придется штурмовать президентское кресло на снижающихся треках своей популярности, что чревато политическими неожиданностями. «Откат» «Единой России» обнажает позицию В. Путина на внутреннем политическом поле. Ему уже будет трудно опереться на партию, имидж которой подвергается жесткой атаке. Понятно, что российское руководство, желая переломить ситуацию, будет искать информационные поводы, позволяющие организовать выборы пятого президента России в желаемом формате. Но для этого надо что-то делать…

В этом случае открывается «окно возможностей» для разного рода несистемных игроков, включая и внешних. Понятно, что стороны, вступающие в противоборство, будут стремиться мобилизовать все возможные и невозможные ресурсы. Учитывая, что Кремль так и не отказался от внешнеполитической надстройки в российско-белорусской интеграции – Союзного Государства, гипотетически не исключено появление разного рода политических комбинаций, позволяющих втянуть в политическую борьбу на российском политическом поле Председателя Высшего ГосСовета СГ А.Лукашенко.

Причем, совершенно неясно, на чьей стороне он должен будет выступать, хотя мы знаем определенно, что на деле А. Лукашенко может играть только на собственном поле и только за себя – ему надо во что бы то ни стало снять с себя «поводок», который он позволил набросить себе на шею в уходящем 2011 году. Шанс прорваться на российский политический ринг у А.Лукашенко, естественно, мизерный, почти неуловимый, но он впервые открылся после 2000 года, когда появление В.Путина около Б. Ельцина, казалось, навсегда закрыло А. Лукашенко дорогу в Кремль. Неужели белорусский президент упустит возможность добиться реванша?

Андрей Суздальцев, Москва, 11 декабря 2011, Politoboz.com



<Ноябрь 2011
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
567891011
Декабрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Политика