Последнее обновление: 24.04.2024 15:50

Вот и танкер приплыл…

Все идет, как по заранее спланированному сценарию. Более того, идет, в целом хорошо. Не отставая от графика, в Одессу прибыл танкер с «легкой» венесуэльской нефтью. 2 мая нефть из Латинской Америки прибыла на Мозырский НПЗ, что, безусловно, оставит след в истории белорусского национального государства. Три – четыре дня НПЗ будет венесуэльскую нефть перерабатывать, а дальше… А дальше возникают проблемы.

То, что не только венесуэльская, но даже несравненно более близкая ближневосточная нефть является для балто-белорусского региона в принципе невыгодной, не требует особых доказательств. Как бы не пытались свидетельства трансатлантической рентабельности высосать из пальца многочисленные белорусские «аналитики», для уяснения политической составляющей венесуэльского проекта не требуются мучить себя какими-либо расчетами. Достаточно посмотреть какую нефть покупают для своих НПЗ литовцы и поляки, имеющие, между прочим, собственные морские нефтяные терминалы.

Кому-то доставляет удовольствие сочинять небылицы о том, что 1 (один), а может и даже 2(два) или даже 10 (десять!) далеко не супертанкеров (порт в Одессе не принимает супертанкеры по причине мелководности) способен(ы) сломать восточноевропейский нефтяной рынок, но это развлечение настолько далеко от реальности, как жизнь на Марсе.

Белорусская аналитическая «мысль», в рамках которой все мировые процессы носят характер подготовки к выходу на мировую арену великой и могучей Беларуси, в целом забавна, но не является чем-то особенным для стран, только недавно ставшими субъектами международного права. Вот, к примеру, как выяснилось, туркмены первые на планете изобрели колесо, а древние грузины оказались прародителями всех земледельческих народов Европы, включая германцев и древних укров (трипольская культура).

Если, к слову, затронули грузинскую аналитическую «мысль», то она в настоящее время старательно подбирает и виртуозно сшивает весь негатив из российских СМИ в цельную, удивительно «правильную» и, что самое главное, «универсальную» теорию российско-грузинских отношений. Теория настолько универсальна, что отвечает на все вопросы одновременно: Россия распадется и развалится буквально на днях, при этом российская власть день и ночь кует оружие агрессии против свободолюбивой Грузии, при этом же В. Путин и Д. Медведев спят и видят, чтобы посадить М. Саакашвили на кол и т.д. Больше у России забот, естественно нет. Зато все это хорошо отражает процессы самоидентификации народов и их пока только квазиэлит. Стоит добавить, что в лесах Грузии много грибов, а на лугах всякой травы…

В дебрях белорусской «аналитики» можно найти совершенно невероятных аналитических «мутантов», которые в спешке рождаются для апологетики крутых внешнеполитических поворотов белорусского руководства и носят характер геббельского «нового оружия», способного переломить «ход войны» и обеспечить «победу рейха». Именно в таком формате можно рассматривать идеи глобального континентального передела энергорынка посредством одного весьма среднего по грузоподъемности плавсредства. Беда, когда пытаются одним танкером «забодать» складывающийся десятилетиями рынок энергоносителей. Но мешать не стоит… Власти в этот бред верят, что тем хуже для властей. Эти их выбор…

Грабь акционера…

Но в тоже время стоит помнить, что нельзя дразнить людей, которые борются за свою власть. Это чревато… В частности, понятно, что для того, чтобы действительно трансатлантический «нефтяной мост» заработал, то таких SeaStar, который все-таки доплыл до одесского терминала, надо отгружать из Венесуэлы минимум по два в неделю. И так месяц за месяцем, год за годом. А иначе никак. В ином формате никто в этот абсурд не поверит. Тем более, что сам инициатор заокеанских вояжей проговорился в отношении пиара вокруг прибывающей в РБ венесуэльской нефти. 27 апреля А. Лукашенко потребовал лишить российские компании – совладельцев Мозырского НПЗ их законных дивидендов за переработку поставленной венесуэльскую нефть.

Оставить акционеров без положенных выплат - дело, в принципе, в цивилизованном мире известное, но чреватое. Проще говоря, это уголовное преступление. Стоит напомнить, что до сих пор Б.Березовский получает причитающиеся ему доходы со своих активов в России. Никто на них не покушается…

Но дело, естественно, не в покушении на права акционеров. Тут как раз все ясно, особенно после широковещательных заявлений белорусского президента от 20 апреля (Президентское послание) о готовности наказать любого чиновника, заподозренного в волоките с инвесторами. Уже через неделю истинное отношение А. Лукашенко к зарубежным инвестициям проявилось со всей очевидностью. В общем, о реальных некриминальных инвестициях можно забыть навсегда…

Но в данном случае речь может идти не о стратегических последствиях столь неосторожного заявления главы белорусского, а скорее о тактических. В последнее время А. Лукашенко непрерывно генерирует различного рода скандальные заявления, призванные обратить на него внимание Москвы. Так в данном случае, белорусский президент решил напомнить Москве, что у него появилась «своя», т.е. венесуэльская нефть, за что ему особое спасибо, так как Москва, естественно, за более глобальными заботами пришествие в Восточную Европу энергоносителей из Латинской Америки не заметила.

Намеки на энергетическую независимость Беларуси не могут не радовать. Нефтяной сектор ТЭК РФ получает реальную возможность освободиться от необходимости нести бремя дотационной поддержки белорусского нефтехима, терпеть созданного своими же руками конкурента на европейском рынке нефтепродуктов, постоянно наблюдать то реэкспорт российской нефти с прибалтийских терминалов, то переправку российской сырой нефти на украинские НПЗ. Выручка за поставляемую в республику нефть минимальна и не идет ни в какое сравнение с упущенной выгодой от продажи того же объема нефти на мировых рынках.

Кроме того, попутно выяснилось, что в условиях, когда 70% поставляемой в республику нефти идет с экспортной пошлиной, белорусские НПЗ вполне устраивает загрузка в 15 млн. тонн. Стоит напомнить, что до этого белорусское руководство десятилетиями уверяло, что без 21 млн. тонн «быстрорастущая» экономика Беларуси просто не проживет. Оказалось, что вполне «проживет», но только уже без реэкспорта сырой нефти. Поистине «рука рынка» животворяща…

Потерянная Беларусь

Весьма интересны в этом плане заявления отдельных белорусских чиновников и «аналитиков» о буквально гнетущей для России перспективе потерять с одной стороны монополию на восточноевропейский рынок нефти, а с другой – «рычаги влияния на ситуацию в Беларуси». В общем, Москва рискует «потерять» Беларусь… Справедливости ради стоит отметить, что Россия никогда ее реально и не находила, а сталкивалась с букетом обещаний и протоколов о намерениях… Любопытно, что твердят о потерях Москвы в основном в Минске: «Вы нас теряете, теряете!!!». Слышим, не глухие…

Насчет монополии России на восточноевропейском нефтяном рынке что-то сказать сложно, так как помимо российской, здесь присутствует и, к примеру, казахстанская, а также азербайджанская нефть. Есть, между прочим, и белорусская нефть и ее немало – до 20 танкеров размером в SeaStar в год. Кроме того, монополия могла бы фигурировать в виде цены, но цена российской нефти, как и нефти соседей, остается биржевой.

Нефть не АЭС, которую подрядчик не только строит, но топливом снабжает. Нет никакой привязки. Не нравится вкус и цвет, покупай хоть во Вьетнаме или Нигерии… Если есть деньги.

Насчет неких особых рычагов политического влияния, которые благодаря поставкам нефти в белорусский нефтяной офшор Россия вроде как имела на белорусское руководство, то в данном случае сетования тех же белорусских «аналитиков» выглядят разновидностью политического мазохизма. Стоит напомнить, что с одной стороны, как только Россия пытается подтянуть цены поставки энергоносителей к своим европейским соседям до уровня котировок на биржах, как ее тут же подвергают ожесточенной критике за использование «энергетического оружия», в рецидивах империализма, уклонении от признания европейских ценностей и других кошмарах и ужасах. С другой стороны, нет никакой необходимости влиять на белорусский политический рынок, так как он живет вполне самостоятельной жизнью в лице одного человека, который обеспечил себе пожизненный президентский пост. К тому же нет особой политтехнологической разницы в цене критического импорта для диалога с буйным и недоговороспособным соседом.

Опыт российско-белорусского диалога во время двадцатилетнего существования белорусского нефтяного офшора, созданного на базе беспрепятственных поставок «союзной» (беспошлинной) нефти (в отдельные периоды офшор обеспечивал до 4-5 млрд. долларов прибыли только на разнице цен), оказался интересным – Россия в глазах белорусского политического класса оказалась в роли империи, стремящейся поглотить независимость и суверенитет Беларуси, а русский народ лишился «знака качества».

Попутно Минск за эти годы не поддержал ни одной внешнеполитической акции Москвы, организовал из российско-белорусской таможенной зоны контрабандную «дыру», а Кремль получил от «союзника» целый набор персональных оскорблений в свой адрес, соразмерных лишь с объявлением полномасштабной войны. Видимо, пришло время ситуацию выправить.

В итоге, Россия буквально выталкивает Беларусь вместе с А. Лукашенко в «открытый космос» независимого и суверенного плавания исключительно за свой счет, но официальный Минск упорно рвется обратно на порог с криками «Как же ты без меня! Пропадешь, развалишься, останешься сырьевой державой, НАТО тебя атакует, а я даже не защищу». Буквально вползает в щель под дверью и тут же комментирует «Вот она (Россия) уже уяснила, что допустила жесточайшую ошибку, выкинув меня как нашкодившего кота! Кто ж молочные потоки будет регулировать?».

Москве не приходится рассчитывать, что Беларусь, получив в ближайшие несколько месяцев (от 5 до 8) возможность неограниченной закупки российской экспортной нефти и при этом, лишившись каких-либо надежд на получение беспошлинной нефти, вдруг проникнется некой любовью к «братской» России.

Но расстраиваться по этому поводу нет необходимости, так как достаточно взглянуть на белорусский телеэкран – хуже уже некуда. Более антироссийского телевидения на планете нигде не найдешь. Некоторым комментариям белорусских телеведущих не хватает только последнего завершающего возгласа «Да покарай их Бог!». Возьмем, к примеру, последнюю неделю:

- 24 апреля, ОНТ: «Россия – государство, которому по силам вернуть мир в Кыргызстан, вместо этого объявила информационную блокаду разумных инициатив действующего президента». «Действующего», надо понимать, Бакиева, т.е. ушедшего в отставку лица, на котором «висят» 85 трупов.

- 27 апреля, БТ: «Договор по Черноморскому флоту аналитики расценивают не иначе как торг и коммерческую сделку со стороны России. Торг на грани шантажа, который на фоне кратковременного затишья вновь поверг Украину в омут политических страстей».

Примеры можно продолжить… Но в итоге возникает вопрос: Зачем тратить деньги и невосполнимые ресурсы на поддержку компании ненависти к самим себе?

Поставки венесуэльской нефти решают данный вопрос без каких-либо усилий со стороны России. Беларусь, будем надеяться, нашла нового спонсора, готового обеспечить ее потребности без каких-либо серьезных геополитических и политических условий. Возможно, что Уго Чавес потребует от А. Лукашенко некой идеологической солидарности, но белорусский президент и сам к ней готов, демонстрируя во время своего визита в Венесуэлу стремление «закопать капитализм». Стоит напомнить, что современная Россия – капиталистическая страна.

Наличие у А. Лукашенко столь полезного друга, как президент Венесуэлы, снимет у главы белорусского государства опасения в отношении применения против него «киргизского варианта» отстранения от власти. Стоит напомнить, что немаловажную роль в начале переворота в Бишкеке сыграл перевод поставок российских нефтепродуктов в республику на рыночный формат. Следом подскочили расценки ЖКХ и понеслось… В аналогичном варианте Уго Чавес не оставит на произвол судьбы друга Александра, хотя ему и придется гнать танкера через океан едва не каждые два дня. Ну что не сделаешь ради крепкой дружбы…

В добрый путь!

Россия, по большому счету, ничего от смены у А. Лукашенко доноров, не теряет. На Минск и в лучшие времена отношений между странами не было никакой надежды. Стоит вспомнить мораторий на ДОВСЕ, попытки осложнить калининградский транзит, предательство в ходе российско-грузинской войны. Сейчас российские пограничники пытаются взять под контроль «тропу Лукашенко» - маршрут грузинских нелегалов на российскую территорию. Список необъятный…

Переход на нормальные рыночные отношения между Россией и Беларусью в определенной степени оздоровят и внутренний белорусский политический рынок. У А. Лукашенко станет более прозрачен политический потенциал, которым он располагает, упростится внешнеполитическая повестка, исчезнут атрибуты прошедшей эпохи: Союзное Государство. П. Бородин, Высшие Госсоветы и иные странные образования, мероприятия и персоны.

Вопрос остается один – готов ли А. Лукашенко к новому и более транспарентному этапу отношений с Москвой? Понятно, что в настоящее время он, как ему кажется, набирает «очки». На строительство БТС-2 белорусский президент хотел бы ответить перезапуском на север нефтепровода «Одессы – Броды» и строительством перемычек между украинскими и белорусскими нефтепроводами. Грезит об отправке в Беларусь 10 млн. тонн венесуэльской нефти в год. Намекает на выход из Таможенного Союза, который, как он считает, должен формироваться на равноправной основе и без исключений.

Интересно, но когда А. Лукашенко устраивал из российско-белорусского таможенного союза контрабандный рай, организовывал таможенный конфискат российских товаров, свободно закрывал свой рынок от российского импорта, годами не решал вопрос об унификации таможенных пошлин, он не особо требовал «классицизма» в строительстве таможенной зоны Союзного Государства. А зачем? В те годы белорусский нефтяной офшор и так получал «союзную» нефть. Вот когда большая часть нефти стала экспортной, тут белорусская сторона и заговорила о «равноправии».

Тем не менее, как говорится в преддверии праздника Великой Победы, за которую одну и единую для всех боролись все народы бывшего СССР, но белорусы, как только сейчас выяснилось, отдельно боролись за свою независимость… от Москвы, война войной, а обед по расписанию. Это говорит о том, что российско-белорусские переговоры все равно не миновать, как бы на них не влияли современные российско-украинские отношения или очередные истерики А.Лукашенко. В этой связи любопытно было бы взглянуть на заготовленный список «несокрушимых» аргументов официального Минска, построенных, по традиции, на принципе «назло маме уши отморожу».

Андрей Суздальцев, Москва, 2 мая 2010 года, Politoboz.com



<Апрель 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Май 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
Политика